У «Первой грузовой компании» сменился гендиректор

У «Первой грузовой компании» сменился гендиректор — им стал Олег Романов, сообщили в компании. До прихода в ПГК он занимал руководящие посты в РЖД. Романов сменил на посту гендиректора Руслана Бабаева, возглавлявшего ПГК с ноября 2023-го. Тогда ПГК перешла от структур Владимира Лисина к компании «Аврора Инвест». Ранее СМИ также сообщили, что ПГК может перейти под контроль ВТБ

Гендиректором оператора железнодорожных перевозок «Первая грузовая компания» (ПГК) стал Олег Романов, сообщила пресс-служба компании. До прихода в ПГК он занимал руководящие посты в РЖД. «Моя основная задача — обеспечивать надежную и эффективную перевозку грузов, используя широкие компетенции специалистов компании в управлении вагонами», — заявил Романов.

Ранее о том, что в ближайшее время в ПГК может смениться гендиректор, писали «Коммерсантъ» и РБК со ссылкой на источники на рынке. Романов сменил на этом посту Руслана Бабаева, возглавлявшего ПГК с ноября 2023-го. Тогда компания перешла от структур Владимира Лисина (в 2024 году занял 3 место в рейтинге российских миллиардеров по версии Forbes с состоянием $26,6 млрд) к компании «Аврора Инвест», которую, как пишет РБК, связывают с акционерами «СГ-Транс», братьями Тимуром и Русланом Бабаевыми. Бабаевы — сыновья бывшего вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева, возглавляющего совет директоров ПГК. Собственники «Авроры Инвест» не раскрываются. Источники «Коммерсанта» оценивали сумму сделки примерно в 220 млрд рублей. 

По данным РБК, председателем совета директоров ПГК может стать бывший вице-президент РЖД Анатолий Краснощек. Собеседники издания утверждают, что Романов был его помощником в РЖД. 

Кроме того, источники РБК и «Коммерсанта» сообщили, что ПГК может перейти под контроль ВТБ. «Пока о возможном переходе компании в периметр активов банка уведомлен только ее топ-менеджмент», — рассказал один из источников РБК. ПГК и ВТБ отказались от комментариев изданиям. РБК также направил запросы в Федеральную антимонопольную службу, РЖД и «СГ-Транс».

Как пишет «Коммерсантъ», в 2023 году ПГК выпустила независимую финансовую гарантию в адрес кредитора материнской компании в качестве обеспечения ее долгосрочных кредитных обязательств. В отчетности ПГК говорится, что она предоставила ряд обеспечений по обязательствам материнской компании и предоставленная финансовая гарантия является существенной для общества, но не превышает величину его активов. Два собеседника «Коммерсанта» объясняют смену владельца ПГК несовпадением текущей ситуации в компании с обещаниями, данными вовлеченным сторонам и кредиторам, в том числе ВТБ, при организации сделки.

Как отмечают собеседники «Коммерсанта», в перспективе ВТБ может продать или передать ПГК в управление. Три источника издания на рынке говорят, что получение ПГК банком — первый акт крупного консолидационного процесса на рынке. Двое из них не исключают, что к ПГК могут быть присоединены «Трансфин-М» и подконтрольный ему железнодорожный оператор «Атлант». Четыре источника издания на рынке отмечают, что обсуждается слияние ПГК и Федеральной грузовой компании (ФГК).

К смене собственника ПГК могут привести «отголоски сделки» по ее приобретению АО «Аврора Инвест» в ноябре 2023 года, считает один из источников РБК на транспортном рынке. «Есть разные развилки: по смене акционера, по продаже активов компании рынку и консолидации парка между операторами», — рассказал он изданию.

ПГК — один из крупнейших операторов железнодорожных перевозок. Компания была основана в 2007 году в результате реформирования ОАО «РЖД» путем выделения подвижного состава монополии. До августа 2019 года 99,99% акций ПГК принадлежали голландской компании UCL Rail Лисина. Затем пакет перешел зарегистрированной на Кипре Fletcher Group Holdings Limited, основным владельцем которой также являлся Лисин. По итогам 2023 года выручка ПГК по РСБУ увеличилась на 10,7%, до 117 млрд рублей, чистая прибыль компании снизилась на 5,2% и составила 36,4 млрд рублей.

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/518571-u-pervoj-gruzovoj-kompanii-smenilsa-gendirektor